"Истоки самбо"
Необъятна наша страна. Более четверти миллиарда человек проживает в ней,
более чем на 100 языках говорят народы Советского Союза. И у всех народов
один из любимейших видов спорта — борьба. В солнечной Грузии или в холодной
Якутии — всюду ребята любят бороться, соревнуясь в силе, ловкости, упорстве,
храбрости.
У каждой борьбы свои особенности, свое название, свои правила.
В России боролись «на поясах», «в схватку» или «за вороток». В красивой
национальной одежде опоясанными поясом — шарфом состязаются борцы Молдавии.
Борьба называется «трынь-дряптэ» и проходит всегда в сопровождении национальных
мелодий.
В Татарии распространена национальная борьба «куряш». Опоясавшись полотенцами,
борцы захватывают друг друга с боков и стараются бросить на спину, обязательно
оторвав противника от, ковра. Выполнять броски с использованием ног запрещается.
А грузинская национальная борьба «чидаоба» имеет в своем арсенале великое
множество бросков при помощи ног. Это зацепы, обвивы, подножки, подсады.
Борцы соревнуются в специальной курточке с поясом без рукавов — чохе. Захватывать
можно за любое место чохи, но выше пояса. Чтобы стать победителем, необходимо
бросить противника на спину. Борьба проходит на круглой лужайке под темпераментную,
быструю музыку.
В Якутии любят борьбу «хапса-гай». Борцы проводят ее в обычной одежде,
мягкой обуви. Захватывать противника можно за любую часть тела, за руки,
за ноги. Для победы достаточно сбить соперника на ковер, заставив его коснуться
земли рукой,
коленом или любой частью туловища. Вот почему способных, тренированных
борцов Якутии всегда очень трудно столкнуть с места — они крепко стоят
на ногах, хорошо сохраняя равновесие.
В Узбекистане борьба проходит в халатах, длинных, простеганных, с поясом.
Борются без ограничения времени, причем схватку по просьбе одного из борцов
можно остановить, попить чаю, отдохнуть. Борьба проходит под музыку после
обязательного танца-разминки.
В Армении национальная борьба называется «кох». Она проводится в два действия.
В первом борцы
показывают свое искусство в танце, и за это им дается выигрышное очко.
Затем начинается борьба.
Трудно перечислить все виды национальной борьбы: это и таджикская «гушти»,
и тувинская «куреш», киргизская «курес», туркменская «го-реш» и много,
много других.
Осенью, когда урожай весь собран, в деревнях и селах устраиваются сельские
праздники, свадьбы, неизменно собирающие множество людей. Все ждут главного
захватывающего зрелища — борьбы, в которой юноши демонстрируют свою силу,
сноровку, удаль.
Сначала на ковер выходят самые маленькие — ребята 5—8 лет. Как задорные
петушки, они смело лезут в бой, азартом и желанием компенсируя отсутствие
опыта и знания приемов. Потом в круг борцов входят более крепкие парни
и, наконец, в единоборство вступают сильные, опытные борцы, чьи имена знает
вся деревня.
До появления борьбы самбо борцы разных национальностей не могли соревноваться
между собой. Этому мешало отсутствие единых правил и требований. Борьба
самбо как бы объединила все виды борьбы. Теперь каждый национальный борец
может помериться силами с борцом, увлекающимся другим видом борьбы.
Сегодня на первенствах страны по борьбе самбо среди чемпионов можно встретить
и русских, и узбеков, и армян, и татар, и казахов, и грузин, и многих,
многих других представителей различных национальностей нашей необъятной
Родины.